Началом эпохи киберсквоттинга является момент, когда в США регистратор доменов Network Solutions решил не продать домены, а бесплатно раздавать их. По данным этой фирмы, они бы довольно быстро окупили оплатой за обслуживание доменов, однако получилось так, что довольно предприимчивые люди стали быстро захватывать звучные домены и продать другим. В России доменов не раздавали, однако имелась неплохая услуга, пользуясь которой было возможно забронировать домен, а после некоторого срока выплатить за него, притом в период этого самого бронирования никто не мог купить это доменное имя, даже когда бы он заплатил за это. Вот этим и пользовались ранние киберсквоттеры, что регулярно бронировали доменное имя, просто не давая ему уйти на аукцион.
И так мы немножко углубились в историю, пора разобраться, что на самом деле такое киберсквоттинг.
По большому счету это регистрация домена в целях последующей продажи.
Занятие доменов по видам деятельности, товаров называется нишевым или отраслевым киберсквоттингом. К примеру, кирпич.рф. На данный момент это можно сказать самый доходный тип киберсквоттинга. Важное преимущество этого типа в том, что сама вероятность нарушения прав мизерна.
Следующим видом современного киберсквоттинга считается брендовый киберсквоттинг. Именно этой разновидностью обычно понимают регистрацию имен по названию популярных торговых марок и названию компаний. Примером может стать Kodak. ru. Данный вид киберсквоттинга скандальный, потому что будет происходить регистрация доменов, название которого уже защищено правами автора и когда собственник бренда подает в суд, то довольно высокая вероятность того, что правообладатель выиграет дело довольно легко.
Географический киберсквоттинг - регистрация домена, название которого совпадает с региональным или географическим объектом. Примером может стать домены москва.рф, непосредственно владелец которого хочет продать это доменное имя за 15 млн. р.
Именной киберсквоттинг - регистрация и дальнейшая продажа имен созвучных с именами разных знаменитых людей.
И последний тип киберсквоттинга - тайпсквоттинг. Принцип в том, что регистрируются домены, похожие по написанию с хорошо раскрученными доменами или сайтами. Довольно часто, посетитель может неверно набирать имя раскрученного доменного имени, этим и давно пользуются тайпсквотеры.
Сейчас, когда мы разобрались с основами киберсквоттинга, пришло время разобраться с вопросом, считается ли киберсквоттинг преступлением или это один из методов заработка в интернете. По мнению самих киберсквотеров регистрация имен не может являться такой же угрозой как спамеры, они просто нашли собственный метод заработка денег. Частично они правы, потому что сама регистрация, не может являться преступным действием, потому что они получают домен полностью легально, но дальнейшее действие – рыночная перепродажа имени и в соответствии, нарушают права автора.
В последние годы волна киберсквоттинга отхлынула, это без труда можно объяснить тем, что большая часть доменных имен, что вызывали бы интерес у киберсквотеров, имеют собственников. Да и судебные тяжбы уже очень часто решаются не в их пользу, а еще проигрыш дела значит не только утерю доменного имени, а также выплату всех затрат фирмы или лицу, что выиграло дело в суде.
Отличным примером тут может стать судебный прецедент за Mercedes. ru, чей прежний собственник должен заплатить круглую сумму за издержки, которые связаны с разбирательством. В издержки входит плата адвокатов, что представляли интересы собственников этого товарного знака. Проблема в том, что услуги их обходятся довольно дорого. Вероятно, киберсквоттинг в ближайшее время уйдет в прошлое или будет оставаться уделом новичков, которым так хочется острых ощущений.